Как правильно оформить дом в собственность: необходимые документы и правила

Граждане, желающие жить в доме, должны сначала позаботиться о его постройке или приобретении. В обоих случаях возникает такая проблема, как оформление построенной/приобретенной недвижимости в собственность.

Без этого гражданин не сможет продать дом, подвести к нему газ, использовать его в качестве залога. В связи с этим следует разобраться, как правильно оформить дом в собственность.

Оформление

Все частные дома, расположенные на территории Российской Федерации, внесены в специальные реестры. В них содержится информация не только о характеристиках жилья (то есть, размерах, площади, планировке), но и о том, кто именно является собственником недвижимости. Внесение в реестр является обязательным. До того момента, пока это не будет сделано, дом не может считаться домом (в юридическом плане).

Процедура важна, поскольку только после ее проведения можно:

  1. Продавать недвижимость другим лицам.
  2. Оформлять ее в качестве дара.
  3. Использовать как залог при оформлении кредита.
  4. Наследовать.

Регистрация загородного дома (и не только) в собственность – обязательное для выполнения условие, если гражданин хочет иметь возможность использовать его по своему усмотрению. До этого момента проводить какие-либо юридически значимые действия, касающиеся этого дома, запрещено.

Для чего проводить процедуру

Очевидно, что главная причина, по которой следует провести эту процедуру – спокойствие за будущее своего имущества. Имея на руках документы на право собственности, можно не бояться того, что имущество будет отобрано.

Также, кроме причин, приведенных выше, оформлять право собственности рекомендуется, поскольку без документов, свидетельствующих о его наличии, гражданин не сможет провести к дому газ и электричество.

Справка! Этот фактор играет важную роль для новостроек и загородных домов.

Пока не будет составлен кадастровый план и получен соответствующий документ, воспользоваться этими удобствами гражданин не сможет. Это приведет к существенному дискомфорту и снижению общей стоимости недвижимого имущества.

Необходимо понимать, что дома принимают участие на рынке недвижимости. Со временем их стоимость может возрастать. Однако если нет свидетельства на право собственности на дом, его стоимость не будет расти со временем (поскольку гражданин не имеет возможности заключать какие-либо сделки с этим имуществом, оно никак не оценивается). Более того, лицо, которое пользуется домом, не сможет продать его.

Особенности процедуры

В первую очередь следует понимать, что оформить право собственности можно только на законные дома. Если постройка сооружена на территории, на которой нельзя проводить строительство, право собственности на нее оформлено не будет. Более того, незаконная постройка может быть снесена в любой момент, без компенсации убытков, понесенных строителем.

Как правильно оформить дом в собственность: необходимые документы и правилаТакже следует учесть, что, с юридической точки зрения, дом не существует до того момента, пока он не зарегистрирован, то есть, не оформлен в собственность. Этим объясняется невозможность осуществлять какие-либо сделки с таким домом.

Процедура оформления права собственности отличается, в зависимости от того:

  1. Был ли дом куплен.
  2. Была ли недвижимость построена с нуля на земельном участке.
  3. Сооружен ли дом в дачном массиве.

Порядок оформления частного дома в собственность предусматривает его наличие в ЕГРП. Для этого необходимо создать технический план и кадастровый паспорт, что в свою очередь требует привлечения сотрудника БТИ.

Услуга по изготовлению данной документации платная. Размер государственной пошлины будет рассмотрен ниже.

Начальные действия

Первый вопрос, который необходимо решить – с чего начать оформлять дом в собственность. Первый шаг в данном случае – обращение в БТИ. Необходимо выбрать орган, размещенный по месту постройки.

Дело в том, что для оформления права собственности необходимо иметь технический план и кадастровый паспорт. Выдачей этой документации занимаются сотрудники БТИ.

Один из них отправится вместе с заявителем на участок, произведет замеры, проверит все значимые технические характеристики. После того как с этим будет закончено, полученные данные вносятся в упомянутые выше документы. Через неделю (приблизительный срок) они будут готовы. Это первый шаг на пути оформления.

Внимание! Если необходимо оформить дачу, достаточно всего лишь заполнить специальную декларацию, постановка на кадастровый учет не является обязательной.

В таком случае можно обойтись без визитов сотрудника БТИ. Подобное возможно благодаря дачной амнистии. Несмотря на то, что эту упрощенную процедуру собирались отменить, сейчас ею еще можно воспользоваться.

Документы

Гражданину придется собрать определенную документацию для регистрации права собственности на жилой дом. Перечень документов выглядит следующим образом:

  1. В первую очередь понадобятся личные документы, то есть паспорт.
  2. Документы на земельный участок (на котором расположена недвижимость).
  3. Квитанция об уплате госпошлины. На данный момент физические лица обязаны платить две тысячи рублей за проведение процедуры. Следует учесть, что стоимость работы БТИ в эту сумму не входит. Дополнительно необходимо потратить около трех тысяч рублей (конкретная цифра зависит от региона).
  4. Акт, свидетельствующий о вводе дома в эксплуатацию.
  5. Справка о присвоении ему адреса (выдается в органе местной власти).
  6. Технический план/кадастровый паспорт.

В случае с дачами, документы, перечисленные в пунктах 4,5,6, не требуются. Какие документы нужны для оформления дома в случае его покупки? Придется также дополнительно подготовить договор, по которому осуществляется сделка.

Куда обращаться для регистрации

Как правильно оформить дом в собственность: необходимые документы и правилаПервое что необходимо сделать – обратиться в БТИ. Изготовленные работниками  инстанции документы понадобятся для получения права собственности.

Для дачи, соответственно, постановка на кадастровый учет не требуется, поэтому используется упрощенная процедура без проведения проверок.

После того как начальные действия будут завершены, можно приступать к регистрации.

Для этого нужно подготовить документы, которые будут нужны для успешного проведения процедуры регистрации жилого дома в собственность (перечислены выше) и обратиться в орган регистрации.

На территории Российской Федерации действует два вида органов, в которых можно оформить право собственности. Это, соответственно:

  • Росреестр;
  • МФЦ.

Территориальные отделения Росреестра есть во всех регионах страны. Поэтому проблем с поиском нужной инстанции возникнуть не должно. Сложнее с МФЦ. На сегодняшний день такие учреждения есть во многих больших городах, но их сеть не является настолько распространенной, как в случае с Росреестром.

Читайте какие документы нужны для вступления в наследство.

А тут о том, что такое обременение права собственности.

Полезно знать «Как написать завещание чтобы его не оспорили».

Порядок регистрации

Как правильно оформить дом в собственность: необходимые документы и правилаПосле сбора всех документов и проведения проверок в БТИ, алгоритм действий для регистрации недвижимости выглядит следующим образом:

  1. Личный визит в Росреестр или МФЦ и передача документов сотрудникам этих ведомств.
  2. Проверка полученной документации на правильность заполнения и соответствие внесенных данных.
  3. Внесение записи о проведенной процедуре в ЕГРП (обязательный этап).
  4. Подготовка свидетельства о праве собственности (в него вносятся данные из ЕГРП).
  5. Выдача документа клиенту.

Это весь процесс регистрации собственности. Основная сложность заключается в получении всех необходимых документов, в том числе – бумаг из БТИ. Кроме того, в ведомствах могут быть очереди, поэтому рекомендуется запастись терпением.

Срок изготовления свидетельства – не более десяти дней. Если же гражданин обращается не в Росреестр, а в МФЦ, срок может растянуться до двенадцати дней.

Заключение

Таким образом, если гражданин хочет иметь возможность свободно использовать недвижимость (то есть, домом), необходимо оформить право собственности на него. Для этого придется собрать справки у сотрудников БТИ и Росреестра. Однако прежде необходимо собрать определенную документацию.

Какие документы нужны для регистрации права собственности на дом и список бумаг расположен выше. При оформлении документов на дачу можно использовать упрощенную процедуру. При этом необходимо учесть, что срок регистрации права после обращения в необходимое ведомство – десять дней. До момента получения специального свидетельства заключать какие-либо сделки, касающиеся имущества, нельзя.

Читайте также:

Оставьте комментарий

16 + шесть =